Главным условием для всадника, который хочет продолжить занятия конным спортом до уровня выездки среднего и трудного класса, является глубокая эластичная посадка, которая должна быть приобретена еще в процессе основного обучения. Кроме того, всадник должен обладать очень хорошим чувством движения и хорошо, ярко выраженным чувством ритма, если он хочет преуспеть в дрессуре. Всадник должен находиться в хорошей физической форме вообще, хотя езда верхом и не требует специально очень большой силы. Я порой полагал, что некоторым лошадям требуется сильный всадник, а потом убедился, что гораздо более легкие всадницы очень хорошо управляют этими лошадьми. Дело было просто в том, что эти лошади привыкли к более легким средствам воздействия.
С другой стороны, очевидна истина, что всадник едет с помощью своего веса. Разумеется, при условии, что он правильно его применяет, находясь в седле. Но опытный всадник со значительным собственным весом сумеет, естественно, в большей степени нагружать и сгибать задние ноги лошади.
Поэтому очень важно, чтобы каждый всадник подобрал лошадь по себе. Это вовсе не обязательно означает, что более легкий всадник должен ездить только на легких лошадях. Часто бывает и так, что очень крупные лошади терпят только легкого всадника. А вообще, если уж вы хотите посадить на крупную лошадь небольшого и относительно физически слабого всадника, то эта лошадь должна быть легка в поводу, не сопротивляться в затылке и главное - должна от природы обладать активным задним отделом, естественно подводить под корпус задние ноги.
Идеальной фигурой для всадника в выездке считается стройная фигура с длинными ногами, узким тазом и умеренно изогнутым позвоночником. Но здесь можно привести множество совершенно противоположных примеров. Бубу Гюнтер, в частности, вообще не обладал фигурой всадника, но умел оказывать на лошадь колоссальное воздействие своим поясничным отделом так, что на некоторых лошадях ему не нужно было даже включать шенкель. И при этом на всех его лошадях было очень удобно ездить. Вообще, насколько я мог заметить, коренастые всадники имеют то преимущество, что крепче сидят и сильнее воздействуют на лошадь седалищем, хотя для глаз зрителей тонкая, изящная фигура всадника приятнее.
Очень важно, чтобы всадник в выездке всегда сохранял гибкость и подвижность поясницы, эластичность посадки. Поэтому я очень часто езжу без стремян. И так, собственно, поступают все хорошие всадники, которых я знаю. У Вилли Шультхайсе, например, на некоторых седлах вообще нет стремян, и нередко он всю тренировку проделывает без стремян.
Пожилые всадники, естественно, постепенно утрачивают гибкость посадки. Но эту утрату они могут компенсировать опытом, а также должны подыскивать себе лошадей, которые позволяют удобно сидеть и обладают естественным стремлением вперед.
Но альфой и омегой хорошей работы в выездке является способность к концентрации. Уже перед выступлением нельзя позволять себе отвлекаться на что бы то ни было. Я, например, совершенно не выношу, если тогда, когда я размял лошадь и мысленно еще раз повторяю программу езды, кто-нибудь заговаривает со мной. На соревнованиях надо выступать с полной концентрацией, с абсолютной собранностью и не нервничать, если лошадь не все делает так, как вам хочется. Примером для меня служил всегда Йозеф Никкерман. Сила его была в том, что он умел во время выступления так сосредоточиться, что его лошадь проделывала всю езду в идеально правильной позе, а у зрителей возникало впечатление, что ему совершенно не приходится ее перестраивать.
Лишь тот, кто овладел искусством внутренней концентрации, обретает необходимое в дрессуре внутреннее самообладание. Особенно должны развивать в себе это качество те люди, которые не обладают душевным равновесием.
Для того чтобы молодой всадник поднялся на новую ступень к дрессуре трудного класса, ему, кроме перечисленных физических и моральных качеств, необходима еще опытная лошадь-учитель. Я, например, ездил в свое время на Брокате, подготовленном моим отцом. Ренер Климке обучался на Сципио XX - лошади Шультхайсе. А сам Шультхайсе в свое время - на Кроносе, обученном Отто Лерке. Собственно говоря, этот этап прошли все всадники в выездке. Молодого всадника и молодую лошадь еще можно обучать вместе где-нибудь до уровня менки ног на галопе. Но пиаффе, пассаж, пируэты, менку ног в один темп нужно сначала прочувствовать на опытной, абсолютно подготовленной лошади. Разумеется, в этих целях можно использовать и старых лошадей, которые уже не выступают в большом спорте. Если вы можете на такой лошади поездить 3-4 года и не выступая в соревнованиях, это уже большое для вас преимущество.
Смотрите также
Как стать конкуристом
Скажешь «гоп», как перепрыгнешь.
Украинская пословица
Василиса Ковалева
Заниматься конкуром на даче — это не фантастика. Прыгать
умеют все лошади, в том числе ...
Имя лошади
Как корабль назовешь, так он и поплывет.
Примета
В заводах клички лошадям дают по определенным правилам. Это
официальное имя коня, которое записано в племенной кни ...
Средства управления
Если пассаж развивается из пиаффе, то всадник
для перехода на пассаж больше напрягает поясницу и выпускает легким смягчением
руки высылающие средства воздействия. Из собранной рыси лошадь переходит ...