Происхождение лошадей и их биологические особенности
Лошади. Разведение и уход / Происхождение лошадей и их биологические особенности
Страница 2

Третьим подвидом лошадиных являются полуослы: куланы, онагры, кианги – животные исключительно дикие. В четвертый же подвид выделяют самых злобных, абсолютно не поддающихся приручению и дрессуре лошадей – зебр. Их существует великое множество разновидностей. Впрочем, три основные разновидности зебр из общей массы все-таки выделяют. Это, во-первых, зебры Греви, являющиеся самой крупной породой. Уши у них большие, широкие, хвост пушистый, длинный, на спине обязательно присутствует черный «ремень», а на крупе – белое пятно. Живут зебры Греви среди кустарников.

Самые распространенные лошадеподобные зебры – это живущие на равнинах Кваги. Масти они изменчивой, от полосатого черного рисунка до одноцветной бурой окраски, с полосами лишь на голове, шее и плечах.

Горные зебры являются самыми мелкими в своем подвиде. Они большеголовые, длинноухие и больше похожи на ослов, чем на лошадей.

Конечно, первые лошади – собственно лошади, а не их родственники или предки – были еще не слишком похожи на тех гордых красавиц, которых мы привыкли видеть под седлом. Коротконогие, с небольшой головой, зауженным черепом, мощной шеей и торчащей, подобно щетке, гривой – вот как выглядели древние лошади, такими их изображали на стенах пещер наши первобытные предки. Древние лошадки паслись на просторах первобытных Европы и Азии громадными табунами, и табунами же загонялись дикими людьми в пропасти и глубокие овраги, где ломали ноги, шеи и прочие части тела. Чудом уцелевших животных добивали, и дружно поедали всем племенем.

Несколько позже, в III тысячелетии до нашей эры, жителям Междуречья удалось приручить лошадей (хотя первым был приручен осел, за ним – верблюд, и только потом настал черед лошади), «ослов Востока», как называли их шумероаккадцы.

Прирученная лошадь стала не смирной крестьянской кобылкой, не «тягачом» для телег и волокуш, не изящным скакуном, радующим глаз посетителей ипподрома, – нет, все это пришло позже: лошадь приспособили в качестве тягловой силы для боевых колесниц.

Разводили лошадей и на мясо, правда отнюдь не везде. Конину ели народы, проживавшие к северу от Ирана; в самом же Междуречье, к югу и юго-западу от него это почиталось за варварство, а лошадь там была предметом роскоши. Вот, например, что писал базилевс Кипра фараону Аменхотепу: «Я пребываю в благополучии, мои жены, мои дети, мои вельможи, мои кони, мои колесницы, мои страны поистине находятся в полнейшем благополучии. Да будет полнейшее благополучие тебе, женам твоим, детям твоим, коням твоим, колесницам твоим и странам твоим». Заметьте, лошади по важности находятся где-то посередине между здоровьем августейших особ и благосостоянием страны.

В целом в мире, особенно у иранцев, массагетов и персов, даже существовал культ коня – пережиток тотемных верований. Тут, правда не в столь седую старину, а во времена разудалой испанской конкисты в Латинской Америке, произошел курьезный случай, быстро ставший известным историческим анекдотом. Захворал в походе у Эрнана Кортеса его любимый конь, да так, что пришлось пересесть на другого. Своего же злющего вороного жеребца он вынужден был оставить на попечение индейцев в одном из отдаленных городков, пообещав на обратном пути его проведать, чего не сделал (правда, в своих воспоминаниях об этом упомянул и долго сокрушался, что верного друга, наверное, уже нет в живых).

Индейцы, обожествлявшие коней наравне с белыми людьми, в уходе за ними ничего не смыслили; они стали вороному молиться и приносить жертвы, то есть рацион у бедного животного был вполне человеческий. Не выдержав всенародной любви и обожания, конь околел, до смерти напугав индейцев, представивших, что с ними за такую «заботу» о верном боевом товарище сделает Кортес. В результате, когда миссионеры из ордена Игнатия Лойолы спустя несколько десятилетий добрались до этого затерянного в джунглях городка, в стойле стоял вороной конь, точь-в-точь как живой, но из камня. Индейцы решили рассказать Кортесу сказочку о том, что его верный жеребец окаменел от горя из-за разлуки…

Иезуиты не знали, смеяться им или плакать. С одной стороны, жертвы вороному продолжали приносить, что означало поклонение идолу, и прямой долг святой инквизиции это дело на корню пресечь, а с другой стороны – памятник коню прославленного соотечественника…

Упомянув о приручении лошадей и ослов, нельзя не вспомнить и о самом древнем селекционном эксперименте, который человечество безуспешно пытается проводить уже в течение многих тысяч лет, – о попытке эти два подвида семейства лошадиных скрестить между собой. Зачем спрашивается? А затем, что лошади хоть и сильнее ослов, в выносливости им сильно уступают. Получить же животное, позаимствовавшее силу от одного из родителей, а выносливость от второго, было заветной мечтой коневодов практически с самого момента приручения лошади. Вот и скрещивали бедных животных между собой, игнорируя противоестественность связи и законы природы.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Колибактериоз
Колибактериоз – острая инфекционная болезнь молодняка сельскохозяйственных животных и пушных зверей, проявляющаяся поносом, признаками тяжелой интоксикации и обезвоживания организма. Возбудитель – ...

Трематодозы
Трематодозы – инвазионные болезни, возбудителями которых являются черви класса трематоды, или сосальщики. Цикл развития трематод представлен на схеме 1. У лошадей трематодозы встречаются относитель ...

Средства управления при переходе к траверсу
1. Введение траверса с помощью полуодержки 2. Средства управления на повороте 3. Смена в работе шенкелей: наружный шенкель отводит заднюю ногу внутрь манежа, сгибает лошадь вокруг внутреннего шенке ...


Copyright © 2010 - All Rights Reserved - www.horselifes.ru